Сегодня мы расскажем вам об эксперименте (1965 год) Барбары Шил – американской учительницы начальных классов.  Ситуация была следующая: у нее был трудный класс, в нем было 36 человек и почти никто не хотел учиться, от чего были проблемы с дисциплиной и успеваемостью. Барбара была хорошим педагогом, но все использованные ею средства не дали существенного результата и тогда она решилась на то, чтобы поменять саму ситуацию обучения, а не просто подслащивать горькую пилюлю.

Внутренняя и внешняя мотивация

Прежде чем совершать реформацию, она взялась за исследование своих учеников.  Все время своего обучения ученики находились в ситуации директивы: на учителя давила учебная программа, учитель давил на учеников, а ученики либо сопротивлялись, либо смирялись с бессмысленной для них повинностью, чаще не имея внутренней мотивации (иначе говоря, желания познавать), а движимые внешними факторами (например, системой наказаний и вознаграждений, чьим источникам были учителя и родители, попросту говоря, детьми двигал страх или желание получить «морковку»).

День свободы

Барбара хотела взрастить внутреннюю мотивацию, разбудить в детях интерес, поэтому первый день позволила ученикам заниматься только тем, чего они сами хотят. Дети рисовали, играли, читали, общались, стояли на ушах и в итоге кто-то преуспел в самообучении даже больше, чем в обычной ситуации, а кто-то просто приятно провел время. Но были и те дети, которые ощущали себя неуютно: для них более привычно, когда учитель дает задания, а они просто их выполняют. Такое разделение стало интересным итогом дня. Эксперимент продолжился.

План на день

На следующем этапе учительница и дети заключили контракт: ученики выполняют то, что считают нужным, но Барбара помогает им составить план и дает детям книгу учителя, чтобы они сами смогли оценить свои труды.  У большинства детей запустился процесс обучения, но были и те, кому по-прежнему было некомфортно в таком режиме.

Индивидуальный ритм

Третий этап был похож на второй с одной поправкой: детям была дана учебная программа на неделю, а они должны были сами определять свой темп, контролировать себя и ставить себе оценку.  Было здорово, но дети есть дети, и обучение стало налаживаться, но проблемы с дисциплиной усугубились.

Два в одном

На четвертом этапе Барбара разделила учеников на две группы:  на тех, кому нравится самообучаться и кто может проявить самоконтроль, и других – для которых была привычная ситуация директивного обучения, потому что сами дети были импульсивны или не уверены в своих силах.

Эксперимент длился полгода. В результате оказалось, что все дети освоили программу и стали учиться лучше. Те, кто и так хорошо учился, достигли выдающихся успехов. А те, кто относился к неуспевающим, вышли на средний уровень.

Почему так получилось?

Здесь вопрос скорее касается внутренней мотивации к обучению – если я сам строю свою деятельность и сам несу за нее ответственность, то мой интерес возрастает. Но нужно понимать, что самоконтроль и самоуправление не появляется само по себе и порой дети, которым вдруг предоставляют такую свободу, теряются, потому что они к этому не готовы.  Вот почему свободное не директивное обучение – не панацея.

Смешанные классы, где не готовые к самостоятельности дети смогут привыкнуть к образовательной свободе, видя пример других учеников – разумное решение, до которого, кстати, додумались более полувека назад!

 

Статья подготовлена с использованием материалов выступления психолога Екатерины Патяевой

 

Добавить комментарий