Что нужно знать о кадетских классах

Сегодня интерес родителей и детей к кадетским классам и корпусам очень велик, в среднем конкурс составляет 3 человека на место. Привлекательность стабильности армейской службы, красивой формы и дисциплины порой вводит в заблуждение родителей, которые забывают, что кадетство — это не для всех детей.

Для начала давайте разделим понятия. В настоящее время в России существуют:
— кадетские корпуса,
— кадетские школы,
— кадетские классы.
Они различаются между собой подведомственностью и сроками обучения. Кадетские корпуса подведомственны Минобороны России, МВД России, ФПС России, ФСЖВ России и действуют они в режиме пансиона. Для ознакомления приводим вам примерный распорядок дня таких корпусов:

  • 6.30 – подъем;
  • 6.30 – 6.45 утренний туалет;
  • 6.45 – 7.00 – проверка и утренняя зарядка;
  • 7.00 – 7.30 – уборка комнаты;
  • 7.30 – 8.00 – завтрак;
  • 8.00 – 8.30 – подготовка к занятиям;
  • 8.30 – 11.40 – занятия в классах;
  • 11.40 – 12.20 – обед;
  • 12.20 – 14.00 – занятия в классах;
  • 14.00 – 14.30 – свободное время;
  • 14.30 – 16.30 – самостоятельные занятия (спорт, дополнительные дисциплины);
  • 16.30 – 17.00 – полдник;
  • 17.00 – 19.30 – самостоятельные занятия;
  • 19.30 – 20.10 – ужин;
  • 20.10 – 20.40 – прогулка;
  • 20.40 – 21.00 – свободное время;
  • 21.00 – 21.30 – самоподготовка;
  • 21.30 – 22.00 – вечерняя проверка и отбой.

А вот кадетские школы и классы есть в структуре Минобразования и Департаментов образования. В кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.
Кадетских школ-интернатов в Москве около 7, общеобразовательных организаций с кадетскими классами – 116.

При поступлении в кадетский класс к ребенку предъявляют строгие требования:
1. Оптимальный возраст 10-12 лет. Поскольку программа кадетской подготовки рассчитана на три учебных года (или курса), то школьнику, которому уже исполнилось 16, то уже поздно думать о поступлении.
2. У ребенка должна быть хорошая репутация в школе, что подразумевает под собой примерное поведение и дневник без троек.
3.У поступающего должна быть хорошая физическая форма (при поступлении сдают нормативы), выносливость, отсутствовать хронические заболевания и конечно, нужно понимать, что нервы должны быть крепкие.

О чём нужно знать прежде, чем отдавать ребенка в кадетский класс:
1. Не стоит определять туда ребенка лишь для того, чтобы поправить его дисциплину.
2. Наличие специфических предметов: специальные предметы, имеющие отношение к военному делу, этикет, бальные танцы. Обычно в кадетских классах изучают два иностранных языка.
3. Кадетские классы бывают и хорошие и плохие, поэтому убедитесь, что тот или иной вариант вам подходит.
4. Некоторые дети очень утомляются от повышенной физической нагрузки, ведь кроме уроков физкультуры кадеты маршируют и бегают на построениях, ходят в спортивную секцию.
5. Если ваш ребенок не собирается дальше идти по военной стезе, то не стоит поступать в кадетскую школу/класс: в старших классах на подготовку к ЕГЭ времени почти нет, оно все уходит на специализированные предметы и физическую подготовку.

Обучение  в кадетском классе — это отличная возможность привить к ребенку лучшие качества. Но стоит помнить, что возможность эта далеко не единственная.

Как читать рейтинги школ

Сегодня рейтинги есть практически у всего: от лучших песен до худших скрепок. Рейтинги школ, само собой, тоже есть: «топ 10 лучших школ Москвы», «самые умные школы Москвы», «лучшие интеллектуальные школы» и т. д. Родителей накрывает  информацией, как метеоритом. Но стоит ли так увлекаться этим?

Критерии рейтинга

Начнем с того, что у каждого рейтинга есть свои особенности и об этом нужно помнить, потому что ваши приоритеты и основания рейтинга могут не совпадать:

-одни рейтинги составляются по результатам школьных экзаменов, (например, как в Англии);

-другие учитывают мнения родителей (сюда можно отнести школы МЕЛа);

-в третьих в зачет идет множество бюрократических параметров (например, с их учетом составлен рейтинг школ департамента Москвы).

Как отличить авторитетный весомый рейтинг от пустышки?

Нужно всего лишь понять, кем этот рейтинг составлен. Здесь возможно три варианта:

  1. Коммерческие рейтинги. Критерии и места в нем обычно распределены так, что заказчик (спонсор рейтинга) однозначно занимает ведущую строчку.
  2. Государственные рейтинги. Его яркий пример — рейтинг школ г. Москвы от Департамента образования. Родители ему доверяют, но на самом деле он совсем не объективен, так как не учитывает количество учеников в школе (и поэтому происходит искажение в результатах —  где детей больше, там и лучше).
  3. Независимые школьные рейтинги. Таких в нашей стране мы не встречали. За рубежом подобные рейтинги обычно составляют независимые издания с безукоризненной репутацией. Например, газета The Times в Англии. Их алгоритм  простой и прозрачный: они рейтингуют школы исключительно по результатам выпускных экзаменов. Может, это узко, но выпускники лучших школ  обычно поступают в лучшие ВУЗы, а это серьезный показатель рейтинга.

Рейтинг против школьников

Есть еще одна интересная деталь: какие-то школы борются за рейтинги, а какие-то нет. И это совершенно не означает, что первые хорошие, а вторые — плохие.

Топовая рейтинговая школа — это результат достаточно жесткой борьбы, от которой в первую очередь страдают ученики. Строгая селекция при поступлении, отчисление за недостаточную успеваемость посредине года — это далеко не все «прелести» современной рейтинговой школы.

На что опираться, изучая рейтинг?

В первую очередь на потребности ребенка и возможности удовлетворить их. Точно не стоит выбирать школу только потому, что «она состоит во всех возможных рейтингах», «на городском портале о ней нет плохих отзывов», «по родительскому рейтингу — там классный буфет и добрый охранник».

Резюмируем

Очень внимательно и осторожно читайте рейтинг!

— Вспоминаем про тип рейтинга — кем составлен (кто заказчик и какова его выгода).

— Если в рейтинге не описан алгоритм подсчета баллов — ему нельзя доверять.

— Обращаем внимание на те критерии, которые важны именно для вас и вашего ребенка!

Помните, что подходит одному — может погубить другого, и это самая важная вещь, которую надо запомнить! Лучшая математическая школа — не подходит для абсолютно творческой личности. А прекрасный в своей строгости педагог — может импонировать вам, но совершенно не быть лидером для вашего ребенка.

Не директивное обучение – хорошо для всех детей?

Сегодня мы расскажем вам об эксперименте (1965 год) Барбары Шил – американской учительницы начальных классов.  Ситуация была следующая: у нее был трудный класс, в нем было 36 человек и почти никто не хотел учиться, от чего были проблемы с дисциплиной и успеваемостью. Барбара была хорошим педагогом, но все использованные ею средства не дали существенного результата и тогда она решилась на то, чтобы поменять саму ситуацию обучения, а не просто подслащивать горькую пилюлю.

Внутренняя и внешняя мотивация

Прежде чем совершать реформацию, она взялась за исследование своих учеников.  Все время своего обучения ученики находились в ситуации директивы: на учителя давила учебная программа, учитель давил на учеников, а ученики либо сопротивлялись, либо смирялись с бессмысленной для них повинностью, чаще не имея внутренней мотивации (иначе говоря, желания познавать), а движимые внешними факторами (например, системой наказаний и вознаграждений, чьим источникам были учителя и родители, попросту говоря, детьми двигал страх или желание получить «морковку»).

День свободы

Барбара хотела взрастить внутреннюю мотивацию, разбудить в детях интерес, поэтому первый день позволила ученикам заниматься только тем, чего они сами хотят. Дети рисовали, играли, читали, общались, стояли на ушах и в итоге кто-то преуспел в самообучении даже больше, чем в обычной ситуации, а кто-то просто приятно провел время. Но были и те дети, которые ощущали себя неуютно: для них более привычно, когда учитель дает задания, а они просто их выполняют. Такое разделение стало интересным итогом дня. Эксперимент продолжился.

План на день

На следующем этапе учительница и дети заключили контракт: ученики выполняют то, что считают нужным, но Барбара помогает им составить план и дает детям книгу учителя, чтобы они сами смогли оценить свои труды.  У большинства детей запустился процесс обучения, но были и те, кому по-прежнему было некомфортно в таком режиме.

Индивидуальный ритм

Третий этап был похож на второй с одной поправкой: детям была дана учебная программа на неделю, а они должны были сами определять свой темп, контролировать себя и ставить себе оценку.  Было здорово, но дети есть дети, и обучение стало налаживаться, но проблемы с дисциплиной усугубились.

Два в одном

На четвертом этапе Барбара разделила учеников на две группы:  на тех, кому нравится самообучаться и кто может проявить самоконтроль, и других – для которых была привычная ситуация директивного обучения, потому что сами дети были импульсивны или не уверены в своих силах.

Эксперимент длился полгода. В результате оказалось, что все дети освоили программу и стали учиться лучше. Те, кто и так хорошо учился, достигли выдающихся успехов. А те, кто относился к неуспевающим, вышли на средний уровень.

Почему так получилось?

Здесь вопрос скорее касается внутренней мотивации к обучению – если я сам строю свою деятельность и сам несу за нее ответственность, то мой интерес возрастает. Но нужно понимать, что самоконтроль и самоуправление не появляется само по себе и порой дети, которым вдруг предоставляют такую свободу, теряются, потому что они к этому не готовы.  Вот почему свободное не директивное обучение – не панацея.

Смешанные классы, где не готовые к самостоятельности дети смогут привыкнуть к образовательной свободе, видя пример других учеников – разумное решение, до которого, кстати, додумались более полувека назад!

 

Статья подготовлена с использованием материалов выступления психолога Екатерины Патяевой

 

Готовность к школе — вопрос образовательной политики или качество ребенка?

Когда психолог твердит родителям: «Ваш ребенок еще не готов к школе», то растерянная семья принимает решение оставить сына или дочь дома еще на год, ожидая, когда чадо вдруг естественным образом «дозреет» и в то же время опасаясь, что с их ребенком что-то не так. Но целесообразен ли такой подход?

Отклонение от нормы

Долгое время при переходе детей из дошкольного учреждения в школу специалисты проводили тестирование, чтобы дать рекомендации: отдавать ребенка в первый класс или стоит подождать. То есть психологически и физически ребенок должен «окрепнуть» и достичь некоторой нормы, чтобы успешно проходить обучение.  Но дети не развиваются по одному общеизвестному сценарию: кто-то в свои семь лет может опережать сверстников по умственному развитию, а кто-то еще находится на уровне 5-ти лет.  Лишь немногие будут соответствовать условной возрастной норме, остальные дети будут отклоняться в ту или иную сторону и это совершенно естественно!

Хитрости системы обследования

Стоит также обратить внимание на инструмент проверки готовности ребенка к школе: результат тестирования одних и тех же детей будет разниться в зависимости от типа теста. Выходит, что не ребенок, а инструмент диагностики является основанием для важного решения: отдавать ли ребенка в школу в этом году.

Требования школы

Следует понимать, что успешность обучения зависит не только от самого ребенка, но и от требований, которые к нему предъявляет среда.  Высокий уровень требований порождает высокий процент «неготовых» к школе.  Например, в Финляндии совсем нет «неготовых» детей, потому что у них адаптивная система обучения.

1-ый класс финской школы

Кто виноват?

Готовность к школе – это не качество ребенка, а свойство всей системы отношений, в которую ребенок включен.  Речь идёт об отношениях в семье, в детском саду, нормах социума, собственных качествах ребенка, требованиях школьной системы и так далее.  Для наглядности приводим  схему Бронфенбреннера-Выготского.

Ребенок  не «созревает» сам по себе: если вашего малыша признали неготовым к школе, то обратите внимание на среду его развития и создайте условия для интересного и психологически безопасного взросления, обеспечьте ребенку возможность активно познавать мир, сами включайтесь в этот процесс. И не переживайте – все идёт как надо!

 

 

Текст подготовлен с использованием материалов выступления Владимира Загвоздкина, научного сотрудника Центра практической психологии образования Академии социального управления, на Летней школе для руководителей и педагогов дошкольного образования.

На что обратить внимание при выборе школы

Школы такие одинаковые и такие разные…. С одной стороны, все учреждения общего среднего образования реализуют стандартную программу подготовки обучающихся, но с другой – столько нюансов, на которые нужно обратить внимание. Итак, на что смотреть в первую очередь при  выборе школы?

Специализация

Школы могут быть с математическим уклоном, языковым, эстетическим и спортивным направлением обучения. Особо популярными сегодня являются учебные заведения, где обучаются различным дисциплинам, связанным с изучением иностранных языков. Однако стоит заметить, что многим детям трудно получать знания в таких школах. Дети, идущие учиться в школу с языковым уклоном должны свободно владеть родной речью, не иметь логопедических проблем и владеть отличным словарным запасом. Одного желания родителей очень мало.

Количество учеников в классе

Ребенок, который не ходил в детский сад, будет проходить непростой процесс адаптации к школе. Многие родители считают, что в классе к детям должен применяться индивидуальный подход. Но, если в коллективе 30 и более человек, то как этого можно добиться? И наоборот, если ребенок придет в школу и увидит, что в его классе 6-8 человек, то ему станет не по себе, потому что в садике он привык общаться с гораздо большим количеством детей.

Уровень учебной нагрузки

На сегодняшний день уровень нагрузки школьников очень большой. Чаще всего обычные первоклассники сидят вместе с родителями за выполнением домашней работы до поздней ночи. Нужно помнить, что болеющие дети не смогут заниматься в «сильных» школах. У них просто не хватит на это сил и физических возможностей.

Оплата за обучение

Государственные школы принято считать бесплатными. Но так ли это, если даже в самом обычном школьном коллективе на нужды школы обычно собирают от 300 рублей до 2000 рублей в месяц? Если говорить о частных школах, то тут уже другие расценки. Обучение в таких заведениях стоит от 500 до 700 долларов в месяц. Но опять-таки, это не является признаком высокого уровня обучения. Недорогая частная школа иногда может дать гораздо более качественное образование, чем та, в которой расценки считаются высокими.

Месторасположение школы и возможность до нее добраться

Это тоже играет немаловажную роль, потому что многие родители хотят, чтобы дети после школы имели возможность быстрее добраться домой. Для маленьких детей важно, чтобы дорога от дома до школы не отнимала у него много времени. Но! Если у вас есть выбор между плохой школой в двух шагах от дома, и той хорошей, к которой добираться нужно минут 15, то лучше выбрать последнюю. Оцените возможности ребенка пользоваться транспортом при необходимости добираться в школу на трамвае-троллейбусе-маршрутке.

 

Разбираемся с неоднозначным понятием «хорошая школа»

«Школа должна быть хорошей!» —  так рассуждают многие родители, которые готовятся определить ребёнка в первый класс. Но вот само понятие «хорошая» почему-то у этих родителей не имеет чёткого определения.

Самая лучшая советская школа

Чаще всего родители считают эталоном именно школу советских времен, в которой занимались они сами, и которая дала достойное образование. Теперь они ждут от учебных заведений такой же системы работы, но не бесплатной, как это было раньше.

Презентабельность

Другие родители считают, что в хорошей школе должны учиться дети представительных людей: директоров фирм и предприятий, частных бизнесменов, руководителей. Такая школа должна располагаться в элитном здании, иметь евроремонт. Ошибочно полагать, что в таких учебных заведениях преподают самые лучшие учителя и дают они самые лучшие знания.

Всё включено

Некоторые родители думают, что школа должна располагать полным комплектом услуг: охрана, наличие бассейна, теннисного корта и тому подобных условий. Обязательным условием для такой школы является конкурсный отбор при поступлении, полный психологический комфорт для учащихся и обязательно строжайшая дисциплина.

Посмотрим на ситуацию реально

Читая все эти характеристики, можно сделать вывод, что в современном обществе создание школы одного из типов просто невозможно. Естественно, что строгая дисциплина – это реально. Однако сможет ли ранимый ребенок ощущать себя комфортно в таких условиях обучения?

Педагоги могут быть добры и лояльны. Но будет ли возможным обучение ребенка, имеющего нарушения поведения, в такой обстановке?

Слушать и слышать своего ребенка

Каждый ученик – индивидуальность. Поэтому не стоит искать «хорошую» школу в таком виде, как себе ее представляют родители. В школу ходит ребенок, именно он должен определить, хорошая его школа или не очень. Посоветуйтесь с чадом, в какой школе ему хочется учиться. Может быть, он знает, где учатся его друзья и знакомые, и ему тоже хочется учиться там же?

 

 

Зачем нужна нейрометрия и где ей занимаются в Москве?

Выбрать дополнительные занятия для ребенка не так уж просто: это время, деньги, а главное – не всегда родитель может определить склонности ребенка к определенной деятельности в раннем возрасте. Разобраться с этим вопросом быстро и точно поможет нейрометрия.

Что это такое?

Нейрометрия – это метод диагностики таланта человека в той или иной деятельности.

Как это происходит?

Во время выполнения заданий специальный датчик регистрирует сигналы мозга. Процедура довольно быстрая (не более часа) и интересная (для детей в игровой форме).

Кто ее придумал?

Одной из основ научной базы нейрометрии является теория множественного интеллекта (их целых 6, а не один, как мы привыкли думать!) американского специалиста психологии Говарда Гарднера.

#

Чем хороша нейрометрия?

  • Она помогает объективно распознать потенциал и интерес ребенка к какой-либо деятельности: специалистов интересует не правильный ответ на предложенное задание, а расшифровка ритмов мозга
  • Нейрометрия подходит для любого возраста
  • В результате диагностики вы получаете простой и понятный для неспециалиста документ, который позволяет лучше ориентироваться в способностях ребенка и помогает быстро и точно выстроить программу обучения и развития.

Чего НЕ делает нейрометрия:

  • Оценку продвинутости ребенка, НО проводит оценку потенциала развития
  • Выявление уровня интеллекта (IQ), НО производит диагностику таланта (Talent Quotient, TQ)

Когда лучше проводить?

  • С 3-хдо 8-ми лет, когда семья выбирает направление для углубленного развития ребенка;
  • Старшие классы школы: когда предстоит выбрать профессию;
  • Если вам кажется, что пора сменить сферу деятельности, но Вы сомневаетесь насчет направления.

Кто этим занимается и где?

Услуга нейрометрии доступна в Москве и регионах, диагностику проводит Вербатория, которая является нашим партнером.

Что почитать об этом?

Иваницкий Г. А., Наумов Р. А., Роик А. О., Иваницкий А. М. (2008) «Как определить, чем занят мозг, по его электрическим потенциалам», Т. 1, C. 93-102.

Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005 г.

https://www.xn--e1aajcpdjpdt9l.xn--p1ai/

 

Тьюторы в школе: чем они (не) занимаются

Сегодня слово «тьютор» уже вошло в привычный образовательный лексикон, более того услуга тьютора становится всё более востребованной в России, а профессию официально заносят в трудовые книжки. Но полное понимание деятельности тьютора присутствует далеко не у всех. Итак, коротко и ясно о тьюторстве в современной школе.

«Тьютор не дает советов, он задает правильные вопросы»

Тьютор – это индивидуальный проводник ребенка в образовательном процессе. Он помогает проявиться интересам и талантам ученика путем наводящих вопросов. Да, именно вопросов, ведь тьютор не говорит, куда держать путь, зато он поднимает действительно важные для ребенка вопросы: чего он хочет, понимает ли последствия своих решений, готов ли двигаться дальше в данный момент времени, каких ресурсов и навыков ему не хватает и где и как их можно восполнить. Основная цель тьютора – это научить ребенка быть самостоятельным, сознательно принимающим решения, показать, что мир разнообразен и можно избрать любой путь развития.

«Цель тьютора – желание и способность ребенка обходиться без него»

Окей, с миссией мы определились, но как тьюторство реализовывается практически?

  • Тьютор собирает необходимую информацию о ребенке: его отметки, психологическую диагностику, профориентационную диагностику, рекомендации от учителей и иных специалистов, чтобы иметь полное представление о возможностях и точках роста ребенка.
  • Проводит с ребенком сессии, на которых они обсуждают удачные дни и не очень, ставят цели и думают над путями дальнейшего развития.
  • Общается с родителями, учителями, психологами и другими специалистами для лучшего понимания ситуации ребенка и выстраивания индивидуальной образовательной траектории внутри школы и за ее пределами с использованием дополнительного образования.

«Тьюторство в школе – это признак свободного и рефлексивного образовательного процесса»

Тьютор может работать в любой школе?

Теоретически да, но практически необходимы условия, чтобы работа тьютора не превратилась в профанацию. Во-первых, школьная среда должна предполагать вариативность во всем, например, в форме контроля знаний (устный зачет, тестирование, проект) или в выборе учителя-предметника. Во-вторых, необходима прозрачность и открытость во взаимоотношениях внутри школы: налажена обратная связь, способность к рефлексии и критической оценке ситуации всеми участниками образовательного процесса.

Тьютор для всех и каждого

Есть распространенное мнение, что услуги тьютора необходимы только тем ученикам, которые имеют инвалидность, психологические или коммуникативные проблемы, но на самом деле трудности при обучении испытывает каждый ребенок (как минимум один раз за время обучения!), хотя бы потому, что дети имеют разные способности и интересы. Развитие и познание себя и мира нужно всем, вне зависимости от пола, возраста и уровня социальной адаптированности.

Лучшие онлайн-навигаторы школ Москвы

Когда перед семьей встает вопрос о выборе для ребенка подходящей школы, на помощь приходят каталоги. Для экономии вашего времени Smart Choice подготовил обзор лучших навигаторов московских школ.

1-е место. Портал Школы Мела  — один из самых удобных каталогов: здесь вы можете не только найти географически подходящую вам школу, но и воспользоваться фильтрами, выбрав нужный класс, учебный профиль, наличие соответствующих кружков и секций, побед в олимпиадах, а также уровень сдачи выпускных экзаменов.

2-е место. На сайте учёба.ру есть свой каталог школ, по которому можно найти интересующее образовательное учреждение, воспользовавшись фильтрами: расположение, учебный профиль, сотрудничество с ВУЗами, иностранные языки, участие в рейтингах, дополнительные критерии (например, наличие международного бкалавриата). Вы можете задать вопрос и связаться с представителем школы не покидая странички. Минусы: нет фильтра по типам учреждений, отсутствует визуальная карта школ.

3-е место делят между собой Частные школы Москвы и Подмосковья: список московских школ по округам и  Частное образование. Здесь публикуется информация, полученная исключительно от самих школ (никаких рейтингов и официальных источников). Плюсы порталов: можно подобрать частные школы, используя фильтры географического положения, образовательных программ и стоимости, есть обширная информация с отзывами, фотографиями, новостями и возможность записаться на экскурсию по школе. Минусы: только субъективная информация о школе, нет фильтров по образовательным показателям.

Smart Choice голосует за удобство и скорость при выборе школы!