Сегодня слово «тьютор» уже вошло в привычный образовательный лексикон, более того услуга тьютора становится всё более востребованной в России, а профессию официально заносят в трудовые книжки. Но полное понимание деятельности тьютора присутствует далеко не у всех. Итак, коротко и ясно о тьюторстве в современной школе.

«Тьютор не дает советов, он задает правильные вопросы»

Тьютор – это индивидуальный проводник ребенка в образовательном процессе. Он помогает проявиться интересам и талантам ученика путем наводящих вопросов. Да, именно вопросов, ведь тьютор не говорит, куда держать путь, зато он поднимает действительно важные для ребенка вопросы: чего он хочет, понимает ли последствия своих решений, готов ли двигаться дальше в данный момент времени, каких ресурсов и навыков ему не хватает и где и как их можно восполнить. Основная цель тьютора – это научить ребенка быть самостоятельным, сознательно принимающим решения, показать, что мир разнообразен и можно избрать любой путь развития.

«Цель тьютора – желание и способность ребенка обходиться без него»

Окей, с миссией мы определились, но как тьюторство реализовывается практически?

  • Тьютор собирает необходимую информацию о ребенке: его отметки, психологическую диагностику, профориентационную диагностику, рекомендации от учителей и иных специалистов, чтобы иметь полное представление о возможностях и точках роста ребенка.
  • Проводит с ребенком сессии, на которых они обсуждают удачные дни и не очень, ставят цели и думают над путями дальнейшего развития.
  • Общается с родителями, учителями, психологами и другими специалистами для лучшего понимания ситуации ребенка и выстраивания индивидуальной образовательной траектории внутри школы и за ее пределами с использованием дополнительного образования.

«Тьюторство в школе – это признак свободного и рефлексивного образовательного процесса»

Тьютор может работать в любой школе?

Теоретически да, но практически необходимы условия, чтобы работа тьютора не превратилась в профанацию. Во-первых, школьная среда должна предполагать вариативность во всем, например, в форме контроля знаний (устный зачет, тестирование, проект) или в выборе учителя-предметника. Во-вторых, необходима прозрачность и открытость во взаимоотношениях внутри школы: налажена обратная связь, способность к рефлексии и критической оценке ситуации всеми участниками образовательного процесса.

Тьютор для всех и каждого

Есть распространенное мнение, что услуги тьютора необходимы только тем ученикам, которые имеют инвалидность, психологические или коммуникативные проблемы, но на самом деле трудности при обучении испытывает каждый ребенок (как минимум один раз за время обучения!), хотя бы потому, что дети имеют разные способности и интересы. Развитие и познание себя и мира нужно всем, вне зависимости от пола, возраста и уровня социальной адаптированности.

Добавить комментарий